Могут ли родители посещать уроки в школе

Содержание

Могут ли родители посещать уроки учителей?

Могут ли родители посещать уроки в школе

В своих х посетители блога не раз затрагивали вопрос о необходимости их присутствия на уроках учителей. Судя по м, такое желание у родителей может возникнуть, если:

— родители считают, что учитель относится к ученику предвзято, необъективно оценивает его знания;— у родителей возникают сомнения в компетентности педагога, который обучает их ребенка, так как они судят о его профессиональных данных по рассказам ребенка;— родители хотели бы максимально понять, что такое образовательный процесс, побольше узнать о школьной жизни ребенка непосредственно в образовательной среде: им интересно, как ребенок ведет себя в школе, на уроке, как отвечает на вопросы учителя, как часто поднимает руку, с кем общается на переменах и т.д.

Итак, могут ли родители посещать уроки учителей?

Действующее законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012г.

N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Таким образом, если родитель считает, что права его ребенка в школе были нарушены, то он имеет право непосредственно ознакомиться с ходом образовательного процесса.Регламент присутствия родителей на уроках вырабатывается школой самостоятельно и закрепляется в её уставе либо локальном акте.

Правомерным будет включение в правила посещения родителями уроков требования получить соответствующее разрешение директора (а в его отсутствие – заместителя директора) и согласие учителя. Также в правилах следует предусмотреть основания для отказа родителям в посещении уроков.

К ним, например, можно отнести состояние алкогольного или иного опьянения, явные признаки инфекционного заболевания, угрожающего здоровью учащихся, судебное решение о запрете на общение с ребенком и др.С уставом и локальным актом родители могут ознакомиться на сайте школы.

Обратим внимание, что посещение уроков учителей относится к компетенции образовательной организации, в частности, к её внутришкольному контролю. Для посещений уроков составляется график, который доводится до сведения учителей. О посещении урока учитель предупреждается заранее. Поэтому на требование родителя, немедленно посетить уроки, администрация имеет право ответить отказом.

Посещение уроков родителям — это исключительная мера, ведь присутствие на уроке посторонних может вызвать у учителя волнение, тревогу, что негативно отразится на качестве урока, исказит объективную картину работы учителя.

Каждый может почувствовать состояние учителя, которое он испытывает при посещении урока родителями, представив, что за его работой наблюдает проверяющий, посторонний человек да и еще 25 пар детских глаз. Поэтому посещение уроков учителей родителями целесообразно при наличии серьезных разногласий с педагогом.

В практике ряда школ — проведение дней «открытых дверей», когда родителям предоставляется возможность ознакомиться не только с её оснащением, но и с организацией образовательного процесса: родители могут посетить  уроки и внеурочные мероприятия у педагогов. Очевидно, что родителям  не следует игнорировать подобные мероприятия.

Таким образом, чтобы поприсутствовать на уроке учителя, родители должны: — переговорить с учителем и получить его согласие;— обратиться к руководству школой (директору или к его заместителю) и получить разрешение на посещение урока в указанный срок.

И все же лучше решать конфликты вне учебного процесса.

Посещая школу, уроки учителей, родителям следует соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных актов, устава, уважать честь и достоинство обучающихся и работников школы, не выяснять отношения в присутствии детей.

Справочно В соответствии со ст.

45 Федерального закона об образовании в РФ в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Источник: https://eduinspector.ru/2017/08/27/mogut-li-roditeli-poseshhat-uroki-uchitelej/

Могут ли родителей не пускать в школу, и что делать в таком случае

Могут ли родители посещать уроки в школе

Вопрос о том, имеет ли общеобразовательное учреждение правомочия не пускать родителей в школу, волнует многих. Раньше такой проблемы не возникало, поэтому родственники учеников могли беспрепятственно заходить в школу и даже беседовать с преподавательским составом.

Сейчас ситуация существенно изменилась: на входе родителей встречает пост охраны, и сотрудник ЧОП не пропускает даже в вестибюль. Учитывая, что речь идёт о безопасности детей, такие меры вполне оправданы и понятны. Насколько такой запрет соответствует букве закона, попробуем разобраться вместе.

Нормативно-правовая база

Всё, что касается школ и других общеобразовательных учреждений, регулируется Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании на территории РФ», принятым к исполнению 29 декабря 2012 года. Здесь содержится полная и подробная информация о самой форме образования, включая права и обязанности школ и родителей.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Права родителей

Исчерпывающий перечень того, на что родители имеют право, содержится в положениях статьи 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Пройдёмся по пунктам:

  1. Родители, наряду с законными представителями, обладают преимущественными правами на обучение и воспитание ребёнка;
  2. Органы государственной власти, муниципалитеты и образовательные учреждения оказывают помощь в воспитании, развитии персональных способностей, укреплении физического и психического здоровья.

Пункт 3 рассматриваемой статьи конкретизирует права родителей и законных представителей. В частности, сюда относятся права:

  • выбора формы получения образования и обучения с учётом мнения несовершеннолетнего и рекомендаций психолого-медико-преподавательской комиссии;
  • дать дошкольное, начальное, основное и среднее образование в семье;
  • знакомиться с уставом, лицензией, свидетельством госаккредитации, учебной программой и другими документами, связанными с деятельностью общеобразовательной организации;
  • знакомиться с методологиями получения образования и следить за успеваемостью ребёнка;
  • защищать интересы учащихся;
  • получать информацию обо всех видах обследования, выражать согласие или отказываться от их проведения;
  • присутствовать при обследовании ребёнка.

Отсюда следует, что приоритетные права сохраняются за родителями, школы выполняют лишь вспомогательную функцию.

Разумеется, в законе не прописано право на беспрепятственное посещение родителями или опекунами учебных заведений, но содержится ряд предпосылок к этому.

Например, никто не может запретить родителю ребёнка посетить школу, чтобы справиться об оценках или поприсутствовать при проведении медосмотра. Это будет расцениваться, как прямое нарушение действующего законодательства.

Однако, помимо прав, у родителей имеются и обязанности:

  • обеспечить ребёнку получение общего образования;
  • соблюдать внутренний распорядок образовательного учреждения;
  • уважительно относиться к чести и достоинству учащихся, а также работников образовательной организации.

Именно второй пункт этого списка не даёт родителям беспрепятственно разгуливать по школьным коридорам. Внутренний устав и регламент общеобразовательного учреждения обычно направлены на организацию учебного процесса, которому родители могут помешать.

Важно! Оптимальным вариантом будет ознакомиться с уставом школы, чтобы узнать порядок посещаемости, и уточнить формулировку, налагающую ограничение.

Жёсткий запрет на посещение школы родителями администрация установит не может, поэтому в правилах внутреннего распорядка наверняка имеются компромиссные решения.

Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Особые условия

Если обратиться к статье 28 ФЗ № 273-ФЗ, можно узнать о правах, компетенции, обязанностях и ответственности образовательных учреждений.

Касаемо вопроса о запрете на посещаемость, здесь можно выделить три ключевых момента:

  • пункт 1 рассматриваемой статьи: образовательные организации автономны, что наделяет их правом принимать локальные нормативно-правовые акты, если они не противоречат действующему законодательству РФ;
  • пункт 2 пп.19: содействие родителей, в том числе, законных представителей деятельности образовательной организации;
  • пункт 6 пп.3: соблюдать права и свободы учащихся, родителей и законных представителей, сотрудников.

Отсюда следует, что несмотря на устанавливаемые запреты и ограничения, родители могут посещать школу в любое время, если это необходимо для участия в воспитательно-образовательном процессе. Просто этот порядок нужно согласовать с администрацией учебного заведения.

Пункт 7 рассматриваемой статьи гласит, что за нарушение свобод учащихся или родителей, ненадлежащее исполнение функций, относящихся к компетенции образовательного учреждения, должностные лица привлекаются к административной ответственности. Поэтому во всём, что касается интересов учащихся, руководство школы всегда идёт навстречу родителям. Это касается и посещаемости общеобразовательного учреждения.

Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»

Может ли администрация школы устанавливать собственные правила посещаемости

Да, может. На это указывают статьи Федерального закона № 273-ФЗ:

  • ст. 28 — образовательные организации автономны, поэтому вправе самостоятельно регулировать образовательную, административную, экономическую и научную деятельность, принимать локально-нормативные акты;
  • ст. 30 — раскрывает суть локальных нормативных актов и указывает, что они должны учитывать мнение совета учащихся, родительского комитета и не противоречить действующему законодательству.

Поэтому если установленные ограничения на посещение школы не устраивают родителей, они вправе требовать внесения изменений в действующий устав. В любом случае, полностью ограничивать доступ родителей в школу администрация общеобразовательного учреждения не имеет права. Это считается прямым ущемление прав и свобод родителей, а также законных представителей.

Статья 30 Федерального закона № 273-ФЗ «Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения»

Как поступить родителям, если охрана не пускает в школу

Если сотрудник ЧОП действует корректно и вежливо объясняет, что посторонним вход на территорию школы воспрещён, ситуацию лучше урегулировать мирным путём. В своих действиях охрана руководствуется внутренним уставом школы, который ограничивает беспрепятственный доступ посторонних внутрь учебных корпусов. С точки зрения сотрудника, пытающийся пройти родитель является именно посторонним.

Разрешить конфликтную ситуацию поможет вызов на пост охраны классного руководителя ребёнка или представителей руководства школы. Если родитель пришёл по учебным вопросам, например, справиться об успеваемости ребёнка, никто не может запретить ему это сделать.

Если родитель считает свои права ущемлёнными, ом может составить жалобу в вышестоящие инстанции.

Куда жаловаться

Вопросами, связанными с нарушениями в сфере образования, занимаются:

  1. РОНО;
  2. ГорОНО;
  3. Отдел образования;
  4. Департамент образования.

Если речь идёт о нарушении санитарно-гигиенических норм, добровольно-принудительных поборах, жаловаться нужно в Роспотребнадзор. На неправомерные действия со стороны сотрудника охраны: схватил, нагрубил, оттолкнул — в прокуратуру.

Во всех случаях, заполняется претензия по идентичной схеме:

  • кому и от кого;
  • название: жалоба или претензия;
  • суть обращения: детально излагается проблема, например, администрация школы и охрана не пускают внутрь, что нарушает права заявителя;
  • требование: о принятии мер и привлечении виновных к ответственности;
  • дата и подпись.

Скачать пример жалобы

Важно! Решение по таким обращениям выносится в течение 30 дней.

Как зайти в класс к ребёнку

Во-первых, необходимо заблаговременно получить согласие на такое посещение от классного руководителя или учителя, который проводит урок. Внезапное появление может помешать учебному процессу. Во-вторых, нелишним будет прихватить паспорт и свидетельство рождения ребёнка.

Кроме этого, наверняка потребуются бахилы или сменная обувь, без которых родителя вполне могут не пустить в школу, если это условие предусмотрено правилами внутреннего распорядка.

Защита интересов

Согласно статье 45 «Закона об образовании», родители имеют право отстаивать свои интересы следующими способами:

  • направлять обращения о применении дисциплинарно-взыскательных мер к работникам, нарушающим права родителей или учащихся;
  • обращаться в комиссии по урегулированию споров;
  • защищать свои права любыми способами не противоречащими действующим законам.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 45 Федерального закона № 273-ФЗ «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся»

Важно! Решение комиссии по урегулированию споров обязательно к исполнению для всех участников образовательных отношений. о том, мешает ли родителям усиленные меры безопасности в тульских школах

Источник: https://pravoznayka.ru/uslugi/mogut-li-roditelej-ne-puskat-v-shkolu.html

Что, если родитель хочет присутствовать на уроке?

Могут ли родители посещать уроки в школе

Очень часто родители учеников заинтересованы в учебном процессе и могут захотеть присутствовать на уроках. Такая вовлеченность родителей намного лучше, чем нежелание вовсе участвовать в учебном процессе.

Тесное сотрудничество с родителями учеников позволяет добиться огромных успехов: они помогают решать дисциплинарные проблемы, могут поддерживать мотивацию ученика, дать обратную связь по урокам и т.д.

В этой статье расскажем как вести себя и что необходимо учесть, если родитель решил присутствовать на уроке.

Когда у родителя может возникнуть необходимость посетить урок?

У родителей в ряде случаев может возникнуть необходимость посетить уроки.

  • в случае, если это первый урок с новым преподавателем
  • когда есть вопросы по ходу урока и по процессу обучения
  • когда родитель хочет быть полностью погружен в учебный процесс
  • когда ребенку требуется эмоциональная поддержка на уроке
  • когда присутствуют дисциплинарные или иные проблемы и помощь родителя необходима

Рассмотрим подробнее каждую из возможных ситуаций.

Если это первый урок с учеником и на нем присутствует родитель, то очень важно немного рассказать о себе. Новые ученики в основном интересуются личностью преподавателя, а вот родителям намного важнее опыт и профессиональные достижения.

Поэтому необходимо заранее продумать небольшую самопрезентацию: образование, опыт работы (например, с каким возрастом работали, к каким экзаменам готовили, каких результатов достигали ученики), немного о своей методике работы (простым и понятным языком, избегая профессиональных терминов).

Также необходимо уточнить у родителей какие у них ожидания от занятий с вами, какие цели (которые могут очень отличаться от целей и желаний самого ученика; так после беседы важно найти “золотую середину, чтобы удовлетворить желания и цели как ученика, так и родителей).

После урока важно озвучить родителю дальнейший учебный план, спросить более подробно об их пожеланиях относительно занятий. Конечно невозможно выстроить эффективный учебный процесс опираясь исключительно на запросы родителей, но подумать как гармонично внедрить их в уроки необходимо.

  • Вопросы по ходу урока и процессу обучения

Если у родителя возникли вопросы, которые необходимо обсудить с глазу на глаз с преподавателем, то лучше попросить родителя не присутствовать на всем уроке, а подойти к концу занятия. Большинство вопросов лучше обсуждать без ученика. В таком случае можно спросить родителя о возможных вопросах заранее, чтобы немного подготовиться ко встрече.

  • Обсуждение дисциплинарных или иных проблем

Иногда самому преподавателю требуется помощь и присутствие на уроке родителя. Часто это происходит, когда есть необходимость решить дисциплинарные или иные проблемы.

В таком случае родителю необходимо полностью присутствовать на уроке, по необходимости корректировать поведение ученика и т.д. В основном – это единичные случаи. Важно проводить такие уроки по “стандартному” плану, как будто родителя и нет на занятии.

После урока важно обсудить с родителем лично существующие проблемы, попросить конкретной помощи и наметить план дальнейшей работы.

Исключением может стать ситуация, когда родитель хочет быть полностью погружен в процесс обучения, знать как именно проходят уроки, либо ученику по тем или иным причинам требуется эмоциональная поддержка. Таким образом родитель хочет посещать каждый урок.

Что важно сделать в этом случае?

  • Обозначить “роль” родителя на уроке

Часто родители, присутствуя на уроке, стараются подсказать ребенку, ответить на вопрос вместо него или что-то перевести. Бывает и так, что родитель может даже ругать ученика, если он не отвечает на вопрос правильно или поторапливать, если не знает ответа.

Поэтому важно договориться с родителем, что его присутствие на уроке должно быть фактически незаметным. Основная функция родителя на уроке – это моральная поддержка ученика. Очень часто дети и подростки могут чувствовать себя неуверенно один на один с новым преподавателем.

Задача родителя – создать ощущение комфорта и эмоциональной поддержки. Если уроки проходят онлайн, то родители могут также помочь с техническими вопросами: настроить звук и видео, открыть нужные вкладки и т.д.

Если уроки проходят оффлайн, то родители могут помочь запомнить все необходимые материалы к уроку, домашнее задание и напомнить об этом ученику.

Если же родитель будет мешать ученику, подсказывать, поторапливать или критиковать его, то очень важно объяснить, что это негативно сказывается на прогрессе ребенка и необходимо дать ему возможность учиться самостоятельно, полагаться в первую очередь на свои силы и знания, а также делать это с той скоростью, которая подходит именно учащемуся, а не желательна для родителя.

Родители детей дошкольного и младшего школьного возраста часто присутствуют на каждом уроке. Это бывает нужно для эмоционального комфорта ученика и его полной готовности к уроку. Однако, на уроках с подростками в присутствии родителей на каждом уроке нет необходимости.

Часто при родителях подростки даже больше стесняются, нежели перед учителем: бояться совершать ошибки при выполнении заданий, стесняются говорить на английском языке, честно выражать свое мнение.

В таком случае необходимо предложить родителям не присутствовать на каждом уроке, а посещать “открытые” занятия раз в две недели или раз в месяц. Если занятия проходят онлайн, то родителям можно предложить посмотреть запись урока. Так они смогут наглядно видеть прогресс ученика и необходимость в присутствии на каждом занятии отпадет.

Если же родитель хочет лишь иногда приходить на уроки в зависимости от своего свободного времени, то можно попросить его предупреждать об это заранее, чтобы для преподавателя это не было сюрпризом.

  • Не обращать на присутствие родителя внимания

Присутствие родителя на уроке не должно как-то менять ход занятия. Проводить урок нужно так, будто существует только преподаватель и ученик. К родителю можно по необходимости обратиться в случае технических проблем или если нужно обсудить вопросы дисциплины, успехов ученика, домашнего задания и т.д.

Безусловно, иногда находясь на уроках родители “оценивают” не только ученика, но и преподавателя, однако важно помнить, что вы – профессионал своего дела и присутствие родителя никак не должно вас смущать. Кроме того, как только ученик увидит, что преподаватель работает только с ним и не обращает внимание на родителя – он сам быстрее расслабиться, почувствует себя увереннее и настроиться на рабочий лад.

  • Иногда вовлекать родителя в урок

Такая необходимость возникает при работе с младшими школьниками.

На занятиях с учениками данного возраста часто нужно спеть вместе песню и подвигаться под нее, повторить вслух слова, поиграть в TPR games (учитель называет слово – ученик изображает).

Ученик может стесняться выполнять все эти задания, однако если к процессу подключить родителя, то стеснение значительно снизится. Крайне важно предупредить родителя о таких особенностях урока заранее и попросить его помощи.

Родители – главные друзья и помощники преподавателя. Присутствие родителя на уроке – это скорее преимущество, нежели проблема. Крайне важно адекватно и с пониманием относиться к желанию родителя посетить урок и сразу выбрать верную модель поведения.

Анастасия Дорофейкина

Источник: https://zen.yandex.ru/media/skyteach/chto-esli-roditel-hochet-prisutstvovat-na-uroke-5de8bce27cccba00b1c307f0

Права родителей в школе по новому закону об образовании

Могут ли родители посещать уроки в школе

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

Статья 44 посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.

Обязанности родителей:

  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло, или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2020 году

Нововведений в 2020 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/v-shkole.html

Посторонние на уроке

Могут ли родители посещать уроки в школе

Иван Платонов, опираясь на статьи действующего законодательства, рассказывает о том, как может происходить посещение уроков администрацией, какие условия должны соблюдаться. 

Нам понадобятся

– Здравый смысл; – Локальные акты образовательных организаций;

– Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее – Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует);

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»);
– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)

Практика посещения уроков администрацией

Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации. Одной из форм проверок является посещение урока и оценка методики преподавания.

Многие педагоги сетуют на то, что представители администрации приходят без предупреждения или предупреждают за 10 минут до урока. Давайте разберемся, как все-таки должна происходить эта процедура.

Что утверждает закон

Право посещать уроки даровано администрации пп. 13 п.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках самообследования. Что и логично, ведь образовательная организация сама должна быть заинтересована в повышении качества образования и не должна ждать, когда посыпятся жалобы от родителей и обучающихся.

Встает логичный вопрос: кто, когда, каким образом и сколько раз может посещать занятия конкретного педагога в рамках самообследования? Отвечу сразу, что эти вопросы конкретно не урегулированы в законодательстве, их решение отдано образовательным организациям, которые регулируют их в локальных нормативных правовых актах, право принятия которых установлено ст.ст. 8, 22 ТК РФ. Такой локальный акт может называться как угодно, но он регулирует следующие вопросы: – Кто имеет право посещать занятия педагога? – За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия? – Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога?

– и т.д.

А также: – порядок утверждения и принятия графика посещения учебных занятий администрацией; – порядок проведение обследования; – основания для повторного посещения учебного занятия (жалоба родителей/ обучающихся и т.д.); – порядок оценки деятельности педагога; – и т.д.

(я указал основные, на мой взгляд, положения, которые должны быть отражены в локальном акте). Я никогда не слышал, чтобы администрация в ходе посещения учебного занятия вмешивалась в его проведение, но все же для превенции сообщаю следующее: администрация не всесильна, она тоже скована определенными обязанностями и ограничениями.

Т.к. большая часть аудитории – это педагоги школ, то специально для вас и для других (но для других педагогов это через аналогию права, которая не запрещена законом) сообщаю следующее: до сих пор действует Приказ Минпроса СССР от 23.12.

1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР».

Согласно п.36 Приказа Минпроса СССР №223 «…Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе) только с разрешения директора школы или его заместителей. Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.

Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся…» Эти исключительные случаи также должны быть указаны в локальных актах образовательной организации. Таким образом, если администрация опоздала, то педагог имеет право не пустить их на учебное занятие, но не просто так, а потому что это прервет и нарушит ход образовательного процесса (ведь надо поприветствовать (встать), подождать пока они выберут место, пройдут, сядут и т.д.). Представители администрации не имеют права вмешиваться в ход проведения учебного занятия и мешать ему. И все замечания, выявленные в ходе проведения обследования должны быть доведены до педагога под подпись (например, во многих школах составляется «акт посещения урока»). Обращаю внимание, что педагог имеет полное право ознакомиться с данным актом.

Если данного положения нет в вашей образовательной организации, то это – нарушение. 

Если указано, что предупреждение о посещении происходит за сутки, а вас уведомили за 10 минут до урока – нарушение.

Если указано в локальном акте, что происходит посещение одного учебного занятия, а у вас сидят целый день – нарушение.

Если вы ведете свое учебное занятие добросовестно, то и бояться нечего. 

фиксация урока

И напоследок, если вы сомневаетесь в объективности администрации, то требуйте видеофиксацию учебного занятия, если же посещающие откажут (администрация), то записывайте урок сами (у большинства сейчас телефоны с камерой), предупредив об этом в начале урока. 

Право вести видеосъемку дает пп. 9 п.1 ст.

3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который говорит нам, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе информационной открытости (так, что все возгласы про частную жизнь можно смело игнорировать, как учеников, так и администрации.).

Далее, если администрация к вам придирается, а вы точно уверены, что провели идеальное учебное занятие, то передаете видеозапись юридическому лицу, которое проведет независимую оценку качества образования (ст. 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). П.

5 вышеназванной статьи указывает, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

Таким образом, органы исполнительной власти в сфере образования не смогут проигнорировать данный факт и будут обязаны принять свое решение.

Источник – группа “Юрист для учителя”.

Источник: https://pedsovet.org/beta/article/postoronnie-na-uroke

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.