Можно ли не приватизировать землю в кооперативе

Содержание

Собственность на землю: какие категории не подлежат приватизации?

Можно ли не приватизировать землю в кооперативе

Приватизация земельных участков означает переоформление прав на землю и получение их в собственность физическими и юридическими лицами. Земельный Кодекс РФ устанавливает основания для этой процедуры.

Ниже описано, в каких случаях можно приватизировать землю, и указаны категории земель, не подлежащие приватизации, а также возможные трудности, которые могут возникнуть при оформлении земли в собственность.

Перечень участков, допустимых к оформлению в собственность

Согласно закону о приватизации земельного участка, в собственность допускается оформлять следующий перечень земель:

  • участки земель, которые были выделены гражданам в целях постройки собственного жилья (о том. как оформить в собственность земельный участок под частным домом, читайте тут, а обо всех нюансах приватизации дома с земельным участком написано отдельно);
  • участки земель, которые были получены гражданами для осуществления деятельности садоводства, огородничества, дачного хозяйства, размещения гаражей и прочих объектов, установленных Законодательством РФ;
  • полученные земли с правом безвозмездного пользования, которые носят бессрочный или наследуемый характер.

Важно! Если на земельном участке находится строение или дом, собственником которого является физическое или юридическое лицо, у них есть право на приватизацию участка земли.

В случае, если на используемой земле нет строений (например, в соответствии с договором нет права возводить капитальные здания), приватизация земли все равно может быть произведена бесплатно при условии, что у заинтересованного лица есть право бессрочного пользования или право пожизненного наследуемого владения.

Территории общего пользования

Статья 1 ГрК РФ указывает, что к землям общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Согласно статье 85 ЗК РФ, земли общего пользования, на которых расположены улицы, переулки, проезды, автомобильные дороги, бульвары, площади, скверы, пляжные зоны и другие объекты, установленные Законодательством РФ, приватизации не подлежат.

Земли общего пользования имеют на своих границах:

  • линейно-кабельные сооружения;
  • трубопроводы;
  • железнодорожные и автомобильные дороги;
  • и другие подобные сооружения.

Такие границы называются красными линиями. Они отделяют земли общего пользования от территорий, которыми могут быть в собственности у физических и юридических лиц.

Внимание! Вышеуказанный перечень земель общего пользования не имеет ограничений и может пополняться в соответствии с принятыми решениями на законодательном уровне.

Площади, изъятые из оборота

Земельные участки, изъятые из оборота, находятся в федеральной собственности. К ним относятся:

  • национальные парки и государственные природные заповедники (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);
  • здания и сооружения, предназначенные для ведения деятельности Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими органами и формированиями (за исключением случаев, установленных Законодательством РФ);
  • здания и сооружения военных судов;
  • объекты, в которых расположены организации федеральной службы безопасности;
  • объекты, в которых расположены органы государственной охраны;
  • объекты, предназначенные для использования атомной энергии, хранения ядерных и радиоактивных веществ и материалов;
  • объекты, в которых ведется деятельность закрытых административно-территориальных образований;
  • объекты, в которых ведут свою деятельность учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинские и гражданские захоронения;
  • линии связи и коммуникаций, инженерно-технические сооружения, созданные в целях охраны и защиты границы РФ.

Объекты местности, ограниченные в обороте

Земли, ограниченные в обороте, находятся в государственной или муниципальной собственности. К ним относятся:

  • земли в пределах охраняемых природных территорий, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, входящие в состав земель лесного фонда;
  • водные объекты на территории государственной и муниципальной собственности;
  • земли, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия народов РФ, включенные в Список всемирного наследия, а также земли, на которых расположены историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия и музеи-заповедники;
  • земли, которые были предоставлены в целях обеспечения безопасности и обороны, ведения деятельности оборонной промышленности, таможенной деятельности и иных нужд, не указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ;
  • земли, которые используются в целях строительства, эксплуатации, размещения объектов воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, а также, предназначенные для размещения сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения;
  • земли с расположенными на них объектами космической инфраструктуры;
  • земли, на которых расположены объекты гидротехнических сооружений;
  • земли, используемые в целях производства ядовитых и наркотических средств и веществ;
  • земли, которые были загрязнены опасными отходами и веществами, а также земли, подвергшиеся радиоактивному и биогенному загрязнениям, деградациям земли;
  • земли, находящиеся в границах земель, предназначенных для государственных и муниципальных целей;
  • земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В пределах береговой полосы

В соответствии со статьей 27 ЗК РФ запрещено оформлять приватизацию на земли, расположенные в пределах береговой полосы. Это обусловлено тем, что согласно ВК РФ береговая полоса предназначается для общего пользования.

Береговая полоса представляет собой полосу земли вдоль линии водного объекта общего пользования. При этом ширина такой береговой полосы составляет двадцать метров. Ширина береговой полосы каналов, рек, ручьев с протяженностью от истока до устья не больше десяти километров, составляет пять метров.

Ширина береговой полосы не определяется в отношении таких водных объектов, как болота, ледники, снежники, природные выходы подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных Законодательством РФ водных объектов.

Обводненные объекты

В статье 27 ЗК РФ указано, что земли, на которых расположены пруды и обводненные карьеры, запрещено приватизировать, если иное не установлено федеральными законами. Данные земли принадлежат государственной или муниципальной собственности . Для таких территориальных объектов определена граница земли, отведенная для общего использования.

В границах государственных природных заповедников и национальных парков

Земли государственных природных заповедников, биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных, природных и дендрологических парков, ботанических садов, лечебно-оздоровительных курортов и местностей являются особо охраняемыми природными территориями.

Такие земли являются объектами общенационального достояния, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Справка: в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, земельные участки, находящиеся в собственности у юридических и физических лиц, могут быть включены в земли особо охраняемых природных территорий .

Участки, не подлежащие приватизации, находятся в границах государственных заповедников и национальных парков.
На землях особо охраняемых природных территорий государственного значения запрещено:

  1. размещать садоводческие и дачные участки;
  2. строить федеральные автомобильные дороги, трубопроводы, коммуникации;
  3. и другие объекты, не связанные с функционированием охраняемых природных территорий.

Объявление земель государственным природным заказником возможно как с изъятием, так и без изъятия земельных участков. Также участки, на которых расположены природные комплексы, и объявленные Законодательством РФ памятники природы могут быть изъяты.

Запрет на денационализацию определенных земельных участков

Действующее законодательство устанавливает еще ряд причин, из-за которых заинтересованным лицам могут отказать в приватизации земель.

К запрету на приватизацию подлежат:

  • участки земли, которые находятся на территории определенного надела и возможно в ближайшем будущем они будут отнесены к особо охраняемым природным территориям;
  • земли, находящиеся на территории производственной зоны и которые предусматривают реорганизацию;
  • земли, которые находятся под запретом частного выкупа в соответствии с Законодательством РФ;
  • резервные земли, которые планируется использовать для реализации государственных или муниципальных целей.

Также существует ряд трудностей, из-за появления которых граждане не смогут оформить приватизацию земель:

  • необходимые документы для оформления приватизации были утеряны или пришли в негодность (какие нужны документы для приватизации ЗУ?);
  • гражданин хочет оформить в частную собственность бесхозные земли, расположенные рядом с частной территорией;
  • выявленные ошибки и данные, не соответствующие реальной информации, в отчетной документации;
  • земли с расположенными на них незаконными постройками;
  • если заинтересованное лицо состоит в садовом товариществе и у него имеется какая-либо задолженность, или если товарищество было закрыто.

Внимание! Приватизация может быть осуществлена одним гражданином или несколькими при том условии, что все правила, установленные законодательством, будут исполняться в процессе оформления приватизации.

Таким образом, чтобы получить право распоряжаться землей, нужно оформлять ее приватизацию (о порядке и способах оформления приватизации ЗУ читайте тут).

Граждане и юридические лица имеют равные права на приобретение земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть оформлены в собственность гражданами и юридическими лицами. Исключение составляют выше описанные категории земель.

Положительным моментом приватизации является то, что собственник приватизированного участка сможет распоряжаться землей по своему усмотрению, проводить различные операции с недвижимостью: продавать, сдавать в аренду, передавать в наследство, использовать в коммерческих целях.

( 1 оценка, среднее 3 из 5 )

Источник: https://pravoved.online/privatizatsiya-zu/kakie-kategorii-ne-podlezhat-etoy-pocedure

Оформлять дачу в собственность необязательно, но приватизация даст вам очевидные преимущества

Можно ли не приватизировать землю в кооперативе

В очередном выпуске «Дачного вопроса» редакция «ТК» предлагает вашему вниманию материал о приватизации дач и земельных участков. В разговоре на эту тему приняла участие юрист СНТ «Садоводы Севера» Наталья Белых

– Наталья Капитоновна, обязательно ли надо приватизировать дачу (участок) и какие документы должен собрать гражданин, желающий оформить имущество в собственность?

– Сейчас дачи (участки) в основном приватизируют. Но перевод в собственность – это не обязанность, а ваше личное желание. И хозяину неприватизированного участка нет оснований паниковать: его никто не выгонит. Я не говорю здесь о том, что любой владелец, вне зависимости от того, приватизирована его дача (участок) или нет, должен вовремя платить взносы, вести обработку участка…

Если вы затеяли приватизацию, то к заявлению надо приложить схему расположения земельного участка; протокол общего собрания садоводческого дачного некоммерческого товарищества, где указано распределение земельных участков между членами данного объединения; решение и постановление органа власти или органа местного самоуправления о передаче участка в собственность.

На основании этих документов объект поставят на кадастровый учет в бюро технической инвентаризации (его адрес: проспект Ленина, 21). А затем владельцу приватизируемого участка надо будет обратиться с заявлением в отделение ГАУ АО «Многофункциональный центр» в городе Коряжме (улица Гоголя, 22) – на получение свидетельства о регистрации прав собственности.

– В чём преимущества приватизированной дачи (участка)?

– Только если человек является собственником участка, он имеет право им распоряжаться (менять, продавать, завещать, сдавать в аренду, дарить, закладывать). Неприватизированный земельный участок может лишь переходить по наследству (так предписывает устав садоводческого товарищества).

Чтобы оформить такой переход, потребуется заявление наследника, документы о смерти наследодателя и справка из кабинета №205 администрации города о том, что участок не приватизирован. Можно неприватизированный дачный участок приобрести и по-другому. Объясню как.

Тому, кто отдаёт участок и кто его приобретает, надо прийти в правление СНТ вместе. Один отказывается от своих прав на участок, второй пишет заявление о принятии его в члены СНТ. Такой порядок не противоречит законодательству.

Но участком, приобретённым таким образом, нельзя будет распоряжаться, о чём сказано выше.

Ещё один важный момент, который говорит в пользу оформления участка в собственность. Нередки случаи, когда соседи неприватизированных участков не могут поделить границы. При приватизации размер участка, с указанием всех границ, точно указывается в кадастровом плане, а значит, спорные вопросы возникать уже не могут.

Если у кого-то в планах приобрести дачу (участок), то, как юрист, я посоветовала бы покупать приватизированную. Это уже собственное имущество, документы на него оформлены.

Если же вы приобретаете неприватизированную дачу (участок) и сами будете потом заниматься переводом её в собственность, с оформлением документов могут возникнуть трудности, так как изначально участок был выделен другому человеку.

Может, кто-то думает, что если он приобретёт неприватизированный участок, то содержать его будет дешевле. Я скажу, что выгоды тут нет. Единственное преимущество – отсутствие налога на землю.

– Ещё один вопрос. Правильно ли я понимаю, что если дачный участок приватизирован, то у его владельца есть выбор: оставаться членом СНТ или вести садоводство-огородничество в индивидуальном порядке?

– Да, право владельца – решить это по своему усмотрению. Замечу, что в основном собственники остаются членами садоводческого товарищества. Но есть единицы, которые выходят из него.

Если вы думаете, что плата за пользование объектами инфраструктуры и другим общим имуществом товарищества для владельца, приватизировавшего дачу (участок), меняется, то это не так. Она остаётся той же.

В соответствии со статьёй 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» её размер для граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке, входит в компетенцию общего собрания или собрания уполномоченных.

На основании статьи восьмой этого закона оно утверждает для тех, кто ведёт индивидуальное огородничество, отдельный проект договора пользования объектами инфраструктуры, где определяется размер платы. Согласно этому же закону он не может превышать размер членских взносов, которые платят члены такого объединения.

Собственники приватизированных участков платят за инфраструктуру по договору. Принудить заключить подобный договор нельзя (Гражданский кодекс РФ, статья 421), но его отсутствие, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования.

СПРАВКА

В соответствии с Федеральным законом (№137 от 25.10. 2001 года, с изменениями и дополнениями вступил в силу

с 31.03.

2015-го) до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право (независимо от даты вступления в члены указанного объединения) приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в собственность бесплатно, если такой участок соответствует следующим условиям (в совокупности): он образован из земельного участка, предоставленного для ведения садоводства до дня вступления в силу настоящего закона или по решению общего собрания членов указанного объединения; если земельный участок не изъят из оборота,

не ограничен в обороте; если в отношении участка не принято решение о резервировании для государственных

или муниципальных нужд.

Источник: https://tk-online.ru/channel/law/2015/06/article-oformlat-dacu-v-sobstvennost-neobazatelno-no-privatizacia-dast-vam

С чего начать приватизацию земельного участка

Можно ли не приватизировать землю в кооперативе

Для многих, приватизация земельного участка кажется очень трудной и долгой процедурой. Чтобы в скором времени получить документ о собственности, нужно детально рассмотреть все этапы проведения регистрации.

Сегодня мы рассмотрим, кто имеет право приватизировать землю, из каких этапов она состоит и как быть, в случае отказа от регистрации.

Обратите внимание, какие шаги идут первыми, так как это значительно сэкономит ваше время.

Земельные участки, подлежащие приватизации

Есть только два типа земельных участка, которые можно приватизировать:

  • Дачные. Они предназначены для ведения сельского хозяйства или для возведения дома. В готовом жилом помещении можно прописаться.
  • Садовые. Предназначены для загородного отдыха и для выращивания сельскохозяйственных культур. Гражданин может на этом участке строить дом или другое здание, однако зарегистрировать его не получиться.

Приватизировать эти участки можно по упрощенной форме. С 2017 года в закон внесли поправки, которые позволяют бесплатно проходить эту процедуру индивидуальным собственникам и гражданам, состоящим в СНТ.

Приватизация земли согласно закону

Согласно Российскому законодательству, гражданин, имеющий жилую постройку, обязан приватизировать земельный участок, на котором она построена или пользоваться недвижимостью, заключив договор аренды.

Оформить земельный участок можно несколькими способами:

  • Через суд, в случае окончания договора аренды.
  • Выкупить у государства арендованный участок.
  • Некоторые граждане, подпадающие под льготную категорию, могут оформить землю бесплатно.
  • Приобрести землю через аукцион или торги.

Согласно закону о дачной амнистии, приватизировать земельный участок можно за небольшую стоимость и короткое время. Инструкция по прохождению этой процедуры прописана в нормативном акте, который действует по всей территории России.

Условия приватизации участка

Чтобы зарегистрировать землю, дом, построенный на нем, должен быть оформленным и приватизированным. Мало того, он должен быть введен в эксплуатацию.

Если на земле, предназначенной для введения огородничества или садоводства, приватизированы гараж, баня, дача или сарай, тогда можно начинать процесс регистрации.

Граждане, которые состоят в дачных или садовнических товариществах, могут оформить землю по упрощенной форме до конца 2020 года. При этом, земля должна иметь сельскохозяйственное предназначение.

Согласно закону, некоторые земельные участки нельзя приватизировать. Например, земельный участок, который предназначен для общественных нужд, нельзя приватизировать.

Это относиться к трассам, паркам и заповедникам.

Право на приватизацию

Получить право на землю могут:

  • Те, кто получил землю до того, как вступил в силу ЗК РФ.
  • Родители, у которых трое и больше детей. Таким правом они могут воспользоваться только один раз в жизни.
  • Владельцы земельного участка для постройки гаража.
  • Граждане, входящие в сельскохозяйственные товарищества.
  • Лица, которые получили земельный участок для ведения сельского хозяйства.
  • Те, кому земля досталась по наследству.
  • Другие категории граждан.

Однако отказать в приватизации могут тем гражданам, которые владеют землей незаконно.

Также те, кто владеет землей, которая изъята из оборота могут не рассчитывать на данную процедуру.

Пошаговая инструкция регистрации земли

Так как процедура приватизации – это кропотливое дело, нужно знать с чего начать. Короткая схема действий человека состоит из таких шагов:

  • Заполнение декларации на землю.
  • Подготовка пакета документов.
  • Оплата госпошлины.
  • Подача документов в государственный Реестр.
  • Получение документа о праве на собственность.

Чтобы быстро пройти приватизацию, гражданину лучше заранее собрать все необходимые документы, к ним относятся:

  • Заявление о приватизации.
  • Кадастровый паспорт земли.
  • Паспорт будущего собственника земли.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Письменное согласие супруга, заверенное нотариусом.
  • Документы, подтверждающие право собственности на землю.

Если все документы будут одновременно поданы в государственный орган для регистрации, тогда процедура займет два месяца.

Оформляя землю по льготной программе, человеку нужно подать документ, который подтверждает его особый статус. После этого, гражданину нужно подать собранные документы в соответственный орган.

В выписке из ЕГРП указан собственник надела, учитывая эту запись, бумаги нужно подавать либо в администрацию муниципалитета, либо в отделение Росимущества.

На протяжении месяца, сотрудники госинстанции рассматривают поступившее заявление и принимают решение. В конце этого срока гражданину могут выдать отказ.

Межевание земли

Следующий шаг – это проведение межевания участка. Если земельный участок не имеет четких границ, тогда нужно вызвать кадастрового инженера и провести межевание. За эту услугу нужно заплатить определенную сумму, примерно 7000 рублей, в зависимости от площади участка.

Если вы хотите чтобы вам предоставили эту услугу бесплатно, тогда нужно стать в очередь в центр единого учета. Как правило, дождаться своей очереди можно через шесть месяцев.
Важно чтобы специалист, который делает эту процедуру, имел соответствующую квалификацию, иначе выданный им документ будет не действительным.

Некоторые занимаются межеванием границ еще до того, как начать собирать пакет документов.

Кадастровый учет

Получив необходимый документ от кадастрового инженера, нужно обратиться в Кадастровую палату. Этот орган поставит земельный участок на кадастровый учет. В обязательном порядке с вас потребуют:

  • Паспорт.
  • Межевальный план.
  • Заявление.
  • Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
  • Просмотрев все документы, регистратор, в течение двух недель, выдает кадастровый паспорт.

Заключительная регистрация

Получить документ о праве на собственность можно в Росреестре. Для этого, в этот орган нужно подать такие документы:

  • Заявление.
  • Согласие Росимущества предоставить землю в собственность.
  • Паспорт.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • По истечению десяти дней, гражданину выдают свидетельство о собственности и новую выписку ЕГПР.

Примерная стоимость процедуры

У каждого человека стоимость приватизации будет разной, все зависит от разных факторов, а именно:

  • Пользуется ли гражданин льготой.
  • Применяется ли дачная амнистия.
  • Размежевана ли земля.
  • Пользуется ли человек услугами юриста или нотариуса.
  • Сделаны ли все необходимые документы.

Согласно законодательству России, гражданин РФ имеет право один раз в жизни приватизировать землю бесплатно. Потратиться нужно только на уплату госпошлины.
Вот какие затраты могут быть:

  • Уплата госпошлины от 350 до 2000 рублей.
  • Услуги нотариуса от 1000 рублей.
  • Выдача выписки ЕГРП – 150 рублей.
  • Межевание земли от 5000 рублей.

Важно помнить, что собственник с момента приватизации земли, должен каждый год платить налог на землю по ставке 0,3%. Рассчитывать сумму нужно от кадастровой стоимости земли.

Что делать в случае отказа в приватизации?

Нередко бывают случаи, когда гражданину отказывают в проведении приватизации земельного участка. Иногда такие действия могут быть незаконными поэтому, человек может подать иск в арбитражный суд. Обращаться в суд можно на протяжении трех месяцев, с момента получения отказа.

Так как в суд по таким вопросам граждане обращаются очень часто, государство решило продлить срок дачной амнистии. Личные обстоятельства человека сильно влияют на появление недоразумения. Судебные разбирательства происходят из-за того, что в законе не написаны четкие причины отказа в этой процедуре.

При решении суда в пользу гражданина, власти обязаны передать ему право собственности на землю.

Услуги юриста

Так как в некоторых случаях пройти приватизацию нужно очень быстро, граждане решают воспользоваться услугами опытного специалиста, который безошибочно соберет все нужные документ и подаст их для государственной регистрации.

Услуги квалифицированного юриста стоят не дешево, однако он гарантирует, что процедура пройдет быстро и безошибочно.

Чтобы юрист представлял ваши интересы, вы должны написать доверенность и заверить ее у нотариуса, это позволит вашему представителю решать все вопросы самостоятельно, без вашего присутствия.

Прочтите также: Можно ли продлить договор аренды земельного участка

© Читать далее https://prosadidom.ru/land/registration-land/s-chego-nachat-privatizatsiyu-zemelnogo-uchastka/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prosadidom/s-chego-nachat-privatizaciiu-zemelnogo-uchastka-5ae9be474826773d1f54e694

Можно ли приватизировать земельный участок

Можно ли не приватизировать землю в кооперативе

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/privatizacia-2/kto-mojet.html

Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков | ГАРАНТ

Можно ли не приватизировать землю в кооперативе

Статья 28. Особенности приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков

1.

Садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность.

2. Приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:

1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимает решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создает комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;

2) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организует сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводит с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;

3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывает, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;

4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков дает заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора. Если спор таким образом урегулировать не удается, он рассматривается в судебном порядке;

5) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление такого объединения рассматривает подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель такого объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков – за конкретными гражданами, их супругами;

6) в случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади данных участков, указанной в проекте организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в данный проект вносятся уточнения, которые по согласованию с органами архитектуры и градостроительства и комитетами по земельным ресурсам и землеустройству утверждаются соответствующим органом местного самоуправления;

7) органы местного самоуправления вправе потребовать у садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения протокол общего собрания его членов (собрания уполномоченных), список членов такого объединения, их заявления, паспортные данные, копию решения об отводе земель (государственный акт или свидетельство), копию устава такого объединения, проект организации и застройки территории с внесенными уточнениями и промерами границ;

8) решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка принимается в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления и является основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;

9) членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения документы выдает его правление, которое получает их в учреждениях юстиции по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по доверенностям членов такого объединения;

10) за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки с каждого члена соответствующего объединения взимается регистрационный сбор в размере установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Органы местного самоуправления вправе устанавливать гражданам отдельных категорий льготы по уплате регистрационного сбора.

3. Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.

В случае несоответствия фактической площади садовых, огородных и дачных земельных участков площади таких участков, указанной в ранее принятых решениях, орган местного самоуправления вправе закрепить садовые, огородные и дачные земельные участки в новых границах или потребовать восстановления прежних границ.

Источник: https://base.garant.ru/3959691/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.